Искать смысл можно — найти нельзя

Краткий пересказ круглого стола «Роли, которые мы играем, жизнь, играемая в нас» на 13-й ежегодной конференции Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии 12.10.2014.

Надеюсь, что мне удалось не исказить смысл…

Участники:

Герман Карельский – психолог, кандидат философских наук, сертифицированный трансперсональный психотерапевт Европейского Реестра EUROTAS, президент Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии, сертифицированный ведущий холотропного дыхания международной программы Grof Transpersonal Training (GTT), сертифицированный специалист Центра по процессуальной работе в Портленде, преподаватель Московского Института Психоанализа

Олег Шалев – Кандидат психологических наук, врач-психотерапевт высшей квалификационной категории, действительный член российской Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии, специалист по интенсивным интегративным психотехнологиям и эмпирическим методам самоисследования, шаман

Ирина Курис – выпускница Академии им. П.Ф. Лесгафта, специалист в области биоэнергетики движения и трансперсональной психологии, кандидат педагогических наук, гранд-доктор философии, професор, руководитель отделения трансперсональной психологии и педагогики Балтийской Педагогической Академии (Санкт-Петербург), зав.кафедрой трансперсональной психологии и педагогики МУФО, Президент Северо-Западного Регионального Отделения АТПП, действительный член ОППЛ (общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги). Сертифицированный тренер ЕВРОТАС.

Сергей Ключников – практический психолог с 25-летним стажем работы; кандидат философских наук; Академик Российской академии естественных наук (РАЕН); Член Всероссийского психологического общества; Член Общероссийской Профессиональной психотерапевтической лиги; Член Союза писателей России; Член Союза журналистов России; Бизнес-тренер, консультант по управлению; Автор 30 книг по практической психологии; Специалист по изучению резервных возможностей человека, саморегуляции и медитации

Геннадий Бревде – психолог-консультант, кандидат философских наук, сертифицированный трансперсональный психотерапевт Европейского Реестра EUROTAS, член президиума Европейской Трансперсональной Ассоциации, учредитель Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии, член Координационного Совета Гильдии Психотерапии и Тренинга, член-корреспондент Международной Академии Психологических Наук, член-корреспондент Балтийской Педагогической Академии

Круглый стол, прошедший на 13-й ежегодной конференции Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии, с подачи Германа Карельского перешел в поиск ответа на провокационный вопрос, а можно ли вообще найти то, что ищешь? Будь то смысл жизни, «высшее Я» и пр. По его утверждению, ум искать можно – найти нельзя, смысл жизни искать можно – найти нельзя, «высшее Я» искать можно – найти нельзя. Мы не можем выйти за пределы своего сознания, все – лишь наши интерпретации, идентификации себя чем-то внутри своего сознания. И что оно из себя представляет, мы также не можем найти. Мы все время с чем-то себя идентифицируем. Что бы мы не искали, найдем лишь какую-то из своих идентификаций.

Г.Бревде: Вообще мы собираем целостного человека из набора того, что есть. Т.е. есть уже какой-то набор частей, которые разрозненны. Когда человек понимает каждую часть этого набора, он понимает, кто он и что, и становится целостным субъектом. Тогда вопрос о смысле жизни для него становится ясен, а найдя смысл, дальше движемся по жизни, играя, осуществляем себя.

С.Ключников: Думаю, искать можно, окончательно найти нельзя. Человек – «Я есмь», и это процесс, можно двигаться в сторону раскрытия этого глубинного Я, искать себя в этом мире и внутри себя, и во внешнем мире, раскрывать свои таланты и вписывать их в то, что окружает.

О.Шалев: Человек может найти «ничто», и если проникает в него, то – что получается? – нашел? (смеется) Т.е. некоторая пустота, из которой все рождается… вроде нашел, что там ничего, но что с этим дальше делать? – вот вопрос!

Г.Карельский: У меня есть каналы восприятия, которыми я себя идентифицирую, но при этом не могу никаким каналом это отрефлексировать, т.е. увидеть видящего, услышать слышащего. Мы не можем выйти за пределы пространственно-временного континуума, частью которого является сознание, мы можем его только как-то описывать.

Шалев: Можем описать изнутри.

Карельский: Такое описание будет фрагментарным.

Бревде: Западный мистик может иметь опыт, переживание, который не может описать словами. Т.е. найти можно, описать не можем то, что нашли.

Сергей Герману: А почему нельзя выйти из системы? Трансперсональные техники как раз позволяют посмотреть на систему сверху.

Герман: Мир отражается в моей психической реальности, мы не выходим из сознания, мы просто разворачиваем его под другим углом. Переживание – тоже только нашими каналами восприятия, в том же пространстве моего сознания.

Сергей: А расширение сознания? Если мы читаем мысли других? Там мы неделимы с другими людьми…

Герман: Это только взаимодействие нашего восприятия с восприятием другого человека

Сергей: А если оно совпало?

Герман: Это пересечение наших психических восприятий реальности.

Ирина Курис рассказывает о своем опыте выхода из тела, когда она управляла телом не изнутри тела, а снаружи видела его, и свои ощущения, когда, находясь снаружи, стараешься шагать телом.

Ирина: Это спонтанно сознание вышло за пределы, т.е. я везде…. Надо задавать вопрос постоянно «где у меня сейчас астральное тело, где ментальное и т.д.», отслеживать постоянно, чтобы быть одновременно и в идентификации, и в разотождествлении.

Олег: на вопрос – как проверить, в каком я состоянии? – ответ – пройди сквозь стену.

Герман: 2 уровня восприятия реальности – относительный, когда об стену лоб расшибешь, и абсолютный, где я может все?

Олег: Надо в двух одновременно быть, получается. У шаманов, с одной стороны, человек воспринимает себя как часть мира, но при этом он знает, что в дереве сидит дух дерева, который не является его частью, и этот внешний мир важен для шамана как знак, связанный с его внутренним состоянием, как подсказка, как поступать. И шаман не отделяет себя от этого, он поступает в соответствии с этим знаком. С одной стороны отделен, а с другой – соединен.

Герман: Слушая тебя, вспоминаю: «Духи существуют сами по себе, но мы сами же их создаем». Как в тантрическом буддизме, создаем божество, а потом объединяемся с ним, с его качествами.

Ирина: Герман, ты недооцениваешь роль физического тела на духовном плане. Взять тот же энергетический танец, когда человек в танце перестает ощущать свое физическое тело, и когда входит в состояние единения с Божеством, то становится этим божеством, что дает возможность абстрагироваться от физического тела и стать духовным существом – вот счастье и единение с бесконечным.

Спросили Игоря (тоже сидел в президиуме, но я опоздала, и не поняла, как зовут), что он думает.

Игорь: Я наблюдал, как я слушаю, во мне слова вызывают отклик, разные реакции. И 20 лет назад я начал бы реагировать. Я пришел сюда без особых идей, что здесь будет, и оказался в роли участника круглого стола. И я говорю то, что появляется в моем уме, и во всем этом нет никакого Я, я просто реагирую на то, что происходит, как марионетка. Предлагаю сделать следующее упражнение – вот что вы делаете – найдите, кто это делает? Обнаружьте это – кто? Ответы могут быть самые разные. И ни один из них не является настоящим ответом. Это просто реакция на вопрос, ни у кого нет слова, которое вы бы раньше не знали. Т.е. мы ищем что-то новое, а находим ответы в виде старых слов. Далее – а кто дал ответ? И так далее, задавать вопросы – кто? – до тех пор, пока не найдем. А чтобы исключить вариант, когда, как с ревностью – если ищем доказательства, то обязательно найдем («я так и знал!»), мы можем взять стратегию, что мы если даже не найдем ответ, то будем удовлетворены тем, что не нашли.

В начале встречи говорили о том, что «капелька» сознания (Я) после смерти возвращается обратно в «океан» («ничто»). В связи с этим поступил вопрос из зала:

Для чего Я выделяется из этого «ничто», из этого океана, в эту жизнь?

Бревде: Мы мыслим в бинарном архетипе – есть я, есть мир. Что нужно сделать? Первое – мы принимаем, что бинарны. Следующий шаг заключается в интеграции – как сделать так, чтобы стало Я=мир, стало единым целым, и, сделав, мы выходим за пределы бинарности. Третий шаг – открываем глубину, когда «Я» и «Все» вместе, ощущение всего вместе. И заданный вопрос – начало пути интеграции.

Ключников: «Пузырек» отделился от «океана», чтобы получить опыт. У «океана» нет сознания, и потому он не может получить опыт, и мы накапливаем опыт и привносим свое творчество в этот «океан».

Резюме.

Шалев: Я вынес мысль, что выделение «пузырька» из «океана», или отделение себя от целого – опыт каждого из нас, имеет смысл, и дальше – опыт интегрирования себя обратно в целое – очень важен, и результат дает ответ на вопрос, кто и зачем это сделал.

Бревде Герману: То, что ты говорил, у нас и получилось – искать можно, найти нельзя. Мы искали все это время, и если мы найдем когда-то то, что найти нельзя, то это будет чудо. И мы живем в этом процессе чуда.

Игорь: Вспомнил, что когда-то читал в журнале. Одного буддистского монаха спросили: «Что мы можем сделать, чтобы познать ум?». Он ответил: «Ничего».