О перепросмотре — Отрывок из книги «Мудрость толтеков в Новой Эпохe» Норберт Классен

Маги линии дона Хуана утверждали, что темное море осознания не стремится отнять у человеческого существа жизнь; оно всего лишь хочет получить его жизненный опыт. Но нехватка дисциплины не позволяет людям отделить друг от друга эти две вещи, и в результате они лишаются жизненной силы — тогда как им было предназначено всего лишь передать свой жизненный опыт».

Итак, перепросмотр является магической техникой, которая позволяет отделить жизненную силу от жизненного опыта, что происходит, когда человек до малейших подробностей вспоминает свою прошедшую жизнь и изготавливает таким образом как бы копию жизненного опыта, которая предлагается Орлу взамен собственного осознания. Таким образом, магам удается оплатить свой долг творцу, без того, чтобы в момент смерти окончательно перестать существовать.

Однако это не означает, как мы позже увидим, что маги достигают этим вечной жизни или становятся бессмертными — по крайней мере, не в том смысле, в каком мы обычно понимаем бессмертие. Просто человек, который сделал точную копию своего осознания и своего жизненного опыта, в момент смерти не распадается, а превращается в чистую энергию, которая, однако, сохраняет его индивидуальное осознание.

В связи с этим Кастанеда вспоминает метафору, с помощью которой дон Хуан объяснил ему, как он себе представляет такую смерть: «Маги линии дона Хуана были убеждены, что когда человек умирает таким особым образом, то все его существо превращается в особый вид энергии, сохраняющий отпечаток его индивидуальности.
Дон Хуан пытался объяснить мне это с помощью следующей метафоры. Мы представляем союз многих стран: в него входят страна легкое, страна сердце, страна желудок, страна почки и так далее. Каждая страна иногда действует независимо от других, но в момент смерти все они объединяются в одно целое. Маги линии дона Хуана называли это состояние абсолютной свободой».

Так магам удается с помощью перепросмотра достичь их конечной цели и преобразовать смерть таким образом, что она становится для них не разрушителем, которого ждут со страхом, но представляет собой некую объединяющую силу, которой они добровольно открываются в назначенный час. Они сгорают в огне изнутри и исчезают с лица земли, как если бы они никогда не существовали, и объединенное осознание всех «стран» вступает в окончательное путешествие в непредставимое.

Наряду с этой трансцендентной целью перепросмотр служит и целому ряду иных, второстепенных целей, которые представляют собой своего рода ступеньки на пути к окончательному освобождению. Однако они имеют и собственную ценность. В этом отношении следует назвать прежде всего возвращение назад энергии, которую мы в течение жизни оставили в мире, и отдачу чужой энергии, которую оставили в нас другие люди. Это происходит с помощью особой техники дыхания, сопровождающей процесс вспоминания и превращающей простое действие по вспоминанию в магический процесс.

Прежде чем мы перейдем к описанию этой техники, представляющей собой не что иное, как магическое движение, следует объяснить предварительные действия, которые необходимы для практики вспоминания. Во-первых, мы должны подготовить список всех людей, которых мы встречали в нашей жизни. Во-вторых, надо позаботиться о временных и пространственных рамках, для проведения вспоминания.

Лучше всего начать с составления списка. Здесь рекомендуется действовать систематически, разделив собственное прошлое на отдельные области. Практика показала, что очень удобно пользоваться скоросшивателем, в котором такие обширные области как секс, семья, друзья, соседи, школа, работа и т. д. ведутся по отдельности и в случае необходимости могут быть разбиты на еще более мелкие подразделы. Так, школьное время легко можно разделить на классы, что облегчает в дальнейшем вспоминание об отдельных людях или событиях. Одновременно рекомендуется ввести подразделы для событий, в которых принимало участие много людей сразу и которые поэтому трудно связать с определенным лицом — например, совместные поездки с классом или вылазки, школьные праздники или события на школьном дворе во время перемены.

В эти различные подразделы вносятся имена всех тех людей, с которыми мы когда-либо вступали в контакт — от беглого знакомства до самой интимной дружбы. Если мы позабыли имя человека, можно описать его несколькими словами, на основании чего мы сможем его вспомнить. При описании событий тоже рекомендуется не описывать их подробно и избегать подробных комментариев, потому что список должен служить нам только своего рода картой нашей личной истории, на основании которой мы позже будем ориентироваться на пути сквозь детали наших воспоминаний.

Уже само по себе составление инвентарного списка представляет собой нелегкий вызов, прежде всего потому, что в нашей жизни мы познакомились с тысячами людей. Однако очень важно именно на этой ступени не сдаваться и не поддаваться сомнениям, так как на ней мы, собственно, заявляем о своем намерении вспоминать. Составлением списка мы впервые предъявляем счет всей нашей прошедшей жизни и получаем впечатление о том, что маги называют «суммой всех наших действий», и о том, что мы должны возвратить Орлу. Одновременно это подготовительное упражнение помогает нам обрести хотя бы минимальное количество решительности, концентрации и терпения — всех тех свойств, которые крайне необходимы для практики вспоминания.

Работая над составлением списка, мы одновременно должны подумать о подходящем месте для проведения вспоминания. Вовсе не обязательно, чтобы это была уединенная пещера, которую описывает Тайша Абеляр в своей книге. Любое спокойное место, где можно удобно сидеть, подойдет для данной цели. Однако большим преимуществом будет, если это место можно затемнить и если его малые размеры будут оказывать давление на оболочку нашего светящегося кокона.

По этой причине маги древности строили настоящие ящики для вспоминания или использовали земляные «гробы», которые не только надежно экранировали от любых внешних воздействий, но и оказывали необходимое физическое давление, чтобы привести и дух, и тело в состояние, оптимальное для вспоминания. Комбинация экрана от внешних воздействий и определенного давления на светящийся кокон приводит нас в своеобразное состояние духа, в котором, с одной стороны, человек предельно бодр и сконцентрирован, но с другой — предельно спокоен и расслаблен: чувство проникновения, не знающее никакой спешки, и чувство уверенности, не являющееся ни сонливостью, ни неосторожностью. Однако, чтобы достигнуть такого идеального состояния, нам не нужны никакие особенные сооружения, потому что в этом отношении столь же эффективными, как дорогостоящий «самадхитанк», будут шкаф для одежды, коробка или крытая душевая кабина.

Когда мы закончили составление списка и подобрали или соорудили подходящее место, начинается настоящее вспоминание. При этом рекомендуется сначала вспомнить все сексуальные контакты, потому что большинство из нас потеряли в этой области особенно много энергии, которую можно возвратить назад. Это не только переводит нас в состояние энергетического подъема, облегчающее нам дальнейшее вспоминание, но и позволяет разорвать энергетические нити к бывшим партнерам, которые до сих пор, как мы знаем из описания «энергетических червей» в главе 5, активно действуют.

Это справедливо не только для женщин, которые таким образом могут приостановить дальнейшую утечку энергии, не воздерживаясь в течение семи лет от половых связей, но и для мужчин, которые благодаря вспоминанию могут освободиться от тайного влияния энергии бывшей партнерши. Однако следует воздержаться от вспоминания связи, актуальной в настоящее время или желаемой в будущем, потому что существует опасность, что эта связь разорвется в результате вспоминания.

Итак, берут листок, относящийся к нашей сексуальной активности, и отправляются на место, избранное для вспоминания. Там усаживаются поудобнее, но спина должна быть прямой, и начинают с вводного дыхания. При этом поворачивают голову вправо до упора, пока подбородок не окажется на правом плече. Затем медленно вдыхают через нос, в то время как голова поворачивается влево. Когда подбородок окажется на левом плече, движение останавливается и начинается выдох через рот, при этом голова возвращается в исходное расслабленное состояние.

Это вводное дыхание повторяют каждый раз перед началом нового сеанса вспоминания, а также перед началом вспоминания по каждому отдельному человеку. При этом, как и в дальнейшем, следует следить за тем, чтобы глубоко вдыхать диафрагмой и не слишком далеко поворачивать голову, чтобы не повредить шейные позвонки.

Затем берут первое имя, стоящее на листке, и вспоминают последнюю встречу с этим человеком — в данном случае, последний половой акт. Однако вначале концентрируются не на самом действии или на испытываемых тогда чувствах, но начинают с воссоздания сцены, некоторого акта визуального представления, при котором перед внутренним взором должны быть как можно более точно воспроизведены все внешние элементы события.

Вначале представляют дальнее окружение, например улицу или дом, в котором состоялось вспоминаемое событие, затем представляют, как входят в здание и в помещение действа, совсем так, как если бы действительно входили в эту комнату. При этом обращают внимание на каждую деталь: на полы, на мебель, на обои, на картины на стенах, на всевозможные мелочи и предметы, которые может реконструировать наша память. Затем это же делают с внешним видом участвующего в событии человека и его одеждой, интегрируя их в свое представление. В этой фазе следует усиленно обращать внимание на восприятия другими органами чувств помимо зрения: какая музыка звучала в этот момент? какие духи или туалетную воду использовал партнер в этот вечер?

Если у кого-то есть проблемы с визуализацией, то можно посоветовать сначала попрактиковаться на простых объектах и привычных помещениях. Просто-напросто закрывают глаза и представляют себе комнату в собственном доме. В воображении оглядываются вокруг и стараются увидеть как можно больше деталей. Затем мысленно переходят в другую комнату и столь же внимательно ее осматривают. Это вовсе не сложно, и при некоторой тренировке будет легко визуализировать сцены из прошлого столь же ярко и отчетливо.

Только после того, как полностью оформили сцену события всеми возможными деталями, наконец стартуют в истинное вспоминание события. При этом дают событию свободно развиваться, как если бы нажатием кнопки привели в движение застывший кадр киноленты. Только при этом пользуются не управляющим модулем, а дыханием, с помощью которого можно полностью погрузиться во вспоминание.

В то время как вспоминают событие — все разговоры, поцелуи, нежности, заигрывания, сам половой акт, — глубоко дышат диафрагмой, причем голова медленно движется туда-сюда выметающим движением. Выметающее дыхание начинается, когда подбородок находится на правом плече. Во время вдоха голову поворачивают налево, представляя себе, что с помощью вдоха возвращают назад все чувства, инвестированные в событие. Над левым плечом после короткой задержки начинается выдох, при котором выбрасываются все нежелательные и чужие чувства, а голова вновь возвращается в исходную позицию над правым плечом. Далее все движение повторяется.

Как истинное магическое движение, выметающее дыхание не только способствует тому, что мы освобождаем задержанную в прошлом энергию и возвращаем ее назад при вдохе, что мы выбрасываем вредную чужую энергию при выдохе, но и тому, что детали нашего вспоминаемого события с каждым вдохом проясняются все более. Поэтому рекомендуется практиковать выметающее дыхание на протяжении всего времени вспоминания. Его заканчивают только тогда, когда все детали и чувства вновь пережиты и прояснены дыханием, что узнают по особому ощущению, будто соответствующая сцена становится «пустой», то есть свободной от каких-либо эмоций.

Если во время вспоминания вы вдруг почувствуете, что тело принимает слишком большое участие в процессе вспоминания, или вдруг появится ощущение тошноты, сердцебиение, судороги, или выступит пот, следует продолжать движение головой туда-сюда, но не дышать при этом, пока указанные симптомы не исчезнут. Такое выметающее движение смягчает и распутывает соответствующие нити энергии и позволяет нам преодолеть блокады и без проблем еще глубже погрузиться в воспоминание.

При этом также рекомендуется дополнить вспоминание самого полового акта, и прежде всего оргазма, еще и следующим магическим движением, которым можно разделить связь между мужчиной и женщиной в виде энергетических червей. Это происходит в результате короткого, решительного удара ребром ладони, выполненного в пространстве непосредственно перед животом — соответственно, перед маткой. При этом внутренняя сторона ладони направлена к животу, однако не касается его. Рука только скользит по энергетическому полю и разделяет энергетические связи, которые отныне раз и навсегда принадлежат лишь прошлому.

С помощью данной техники прорабатывают весь диапазон сексуальной активности, а потом и иные области инвентаризационного списка, вспоминая одного человека за другим и освобождая из оков прошлого все больше энергии. Причем рекомендуется сначала вспомнить события недавнего прошлого, потому что они обычно доступнее для нашей памяти и подготовят нашу способность к концентрации, а нашу память — к более сложным задачам.

В этом отношении самые твердые орешки следует приберечь напоследок: мать, отец, воспоминания о самом раннем детстве, когда нам, указали, наше место и запрограммировали наше поведение. Только с помощью уже накопленного ранее опыта перепросмотра нам может удастся сделать энергетически бездейственными эффекты социализации и окончательно освободить нашу точку сборки от какой бы то ни было фиксации.

Однако это ни в коей мере не означает, что только на этом этапе мы получим заметный эффект от процесса вспоминания. Планомерное повторение нашей личной истории очень быстро приведет к тому, что мы увидим всю монотонность нашего обычного поведения и нашу привязанность к краеугольным камням в основании повседневного мира. Мы обнаружим, что в совместных действиях с другими людьми мы постоянно представляем или защищаем себя, причем обычно у нас есть лишь один или два трюка, с помощью которых мы выдвигаемся на передний план или боремся за внимание. Одновременно нам станет ясно, как сильно мы управляемся в наших действиях биологическим императивом и чувством собственной важности, с которыми мы будем сталкиваться чуть ли не в каждом воспоминании.

Техника вспоминания ни в коем случае не является психоанализом или техникой аналитической самопомощи, даже если эти техники тоже используют знания, полученные в результате исследования прошлого. Кастанеда предостерегает от недоразумений по этому поводу, поскольку рациональный анализ будет отрицательно влиять на вспоминание. При перепросмотре не размышляют о прошлом — его не оценивают, но просто переживают еще раз в памяти. И благодаря этому сознательному еще раз переживанию получают непосредственное знание, настоящее понимание, основанное только на нашем телесном и энергетическом опыте, а не на ложном дуализме чуждого внедрения, которое мы называем нашим разумом.

Это понимание возникает совершенно конкретно благодаря тому, что мы осознаем в процессе вспоминания энергетическую область, и замечаем, где в мире мы оставили слишком много энергии и где другие люди заполнили нас своими эмоциями. Это —знание нашего тела, которое, в противоположность аналитическим рассуждениям, действует мгновенно и изменяет наше поведение в самой его основе, поскольку оно переносится прямо на восприятие повседневного мира.

Если мы, например, в процессе вспоминания узнали, с помощью какого трюка мы всегда стараемся выдвинуться на передний план, мы будем распознавать этот трюк сразу и в своей повседневной жизни, и нам мгновенно станет ясно, что мы опять разбазариваем нашу энергию. Поэтому вспоминание не только является наилучшим средством изменения нашего поведения, но и единственным путем сделать это без посредничества оценивающего разума, которому вряд ли можно доверять в данном случае. В ходе вспоминания это будет становиться все более и более ясным, ведь мы познаем, что между нашими мыслями и нашими действиями лежит глубокая пропасть и наш разум, похоже, совсем не ориентируется на наши истинные потребности.

В абстрактном описании магов такое непосредственное понимание является не чем иным, как результатом минимальных сдвигов точки сборки, которые происходят потому, что в процессе вспоминания мы все время движемся туда-сюда между актуальной позицией точки сборки и позицией, которую она занимала во время вспоминаемого события. Наряду с возвращением назад утерянной энергии и расширением осознания вспоминание обусловливает, с одной стороны, и некоторую подвижность точки сборки, позволяющую нам быть более раскованными в нашем поведении. С другой стороны, возникает фантомная позиция точки сборки, альтернативный наблюдательный пост, из которого мы можем наблюдать и события нашего прошлого, и то, что мы переживаем в настоящем.

Тайша Абеляр поясняет: «В абстрактном смысле техника вспоминания создает альтернативную платформу, из которой ты можешь исходить, потому что ты одновременно работаешь в двух местах. Ты перемещаешься отсюда туда, от твоего настоящего состояния к воспоминанию о тогдашней твоей действительности, о том, что тогда представлял собой твой мир. И ты видишь, как повторяются образцы поведения. Ты слышишь, что тебе говорили твои родители, и познаешь энергетические взаимосвязи — ты видишь их. Внезапно и непосредственно ты видишь. Однако что в тебе видит. Не твое повседневное «я», но то другое существо, видящий. Дон Хуан называл его внутренний видящий, который просыпается. Ты активируешь ту фантомную позицию точки сборки, которая есть у всех нас несмотря на то, что соглашение повседневного мира запрещает нам даже признавать ее существование, не говоря уже о том, чтобы ее использовать».

Таким образом, мы создаем вспоминанием нейтральный наблюдательный пункт, из которого мы можем непредвзято наблюдать самих себя и окружающий мир. Вначале речь идет действительно о некой фантомной позиции, которая, однако, становится все сильнее благодаря постоянной практике обрывания всех энергетических связей с прошлым и однажды станет настоящей альтернативой к позиции повседневного мира, станет позицией свидетеля, которую мы уже описали, говоря о пути воина.

В повседневной жизни это означает не только то, что мы учимся благодаря вспоминанию постоянно находиться в настоящем и воспринимать наш мир без оценочных характеристик разума, но и то, что мы больше не привязаны к его механизмам познания. Позиция свидетеля не является крепостью, куда мы скрываемся, чтобы воспринимать лишь пассивно, —это активная самостоятельная позиция, обладающая своим собственным механизмом познания. Этот механизм возникает, однако, не из расширения уже привычной нам системы интерпретации, но из непосредственной интерпретации восприятия нашим телом, видящим, магом.

Так, например, с помощью вспоминания мы учимся видеть людей из нашего прошлого в ином свете, потому что мы теперь сознательно воспринимаем энергетическую область межчеловеческих отношений. Во время выметающего дыхания мы можем, например, почувствовать, что определенные личности, о которых мы были высокого мнения, постоянно сбрасывали на нас энергетический мусор или, как вампиры, паразитировали на нашей энергии. И, конечно, мы почувствуем, когда мы и сами, прикрываясь ложными обстоятельствами и небезупречными мотивами, точно так же оскверняли и эксплуатировали других.

Не то чтобы мы не знали этого раньше, но мы просто-напросто игнорировали это. Тайша Абеляр подчеркивает, что фантомная позиция точки сборки имеется у каждого и она точно так же выдвигает на передний план внутреннего видящего, как повседневная точка сборки — наше повседневное «я». У каждого из нас есть внутренний видящий, есть доступ к непосредственному знанию нашего тела, который постоянно информирует нас о том, что он видит.

Как более старшая часть нас самих, он подсказывает нам, например, что мы в очередной раз ищем свое собственное осуществление в других людях. Внутренний видящий предупреждает нас задолго до того, как мы ввязываемся в какую-либо безнадежную аферу, и напоминает нам о проделанном опыте. В обычной жизни мы, однако, чаще всего игнорируем его и строим воздушные замки, пока действительность не прижмет нас к стенке и мы не спускаемся с небес на землю, несказанно удивляясь перемене, которую внутренний видящий предсказал задолго до этого вплоть до мельчайших подробностей.

Неисчислимые случаи подобного игнорирования приводят к тому, что связь с внутренним видящим у большинства из нас уже давно полностью оборвалась. Даже если у нас и имеется смутное представление о некоем внутреннем голосе, мы обычно ничего не хотим о нем знать, потому что он мешает нам наслаждаться нашим самоиндульгированием и постоянно призывает нас к дисциплине и ответственности за делаемое нами. В таком случае мы предпочитаем оставаться глухими и слепыми, чем в полном осознании столкнуться с неприкрытой действительностью. И по причине понятного разочарования голос внутреннего видящего становится все тише и тише, пока не умолкнет навсегда.

Техника вспоминания — наилучшая возможность повернуть этот процесс вспять, вновь подружиться с внутренним видящим и шаг за шагом вновь переместиться на его наблюдательную позицию. Задача эта не из легких — это предприятие на всю жизнь, потому что всегда сохраняется опасность, что однажды мы вновь будем слишком снисходительны сами к себе и попадем в сети зеркала саморефлексии, что, как по мановению руки, лишит нас всей накопленной энергии и отбросит вновь на исходную позицию.

Вспоминание для воина не заканчивается по этой причине даже тогда, когда по прошествии многих лет практики он подойдет к концу списка. Но не только поэтому вспоминание продолжается всю жизнь. Воин начинает второе, третье, четвертое вспоминание, в которых он полностью подчиняется руководству намерения и внутреннего видящего, которые говорят ему, что нужно делать. Это может, например, означать, что он ежедневно вспоминает события прошедшего дня или ищет в прошлом происхождение нынешнего настроения, прослеживая соответствующие энергетические линии с помощью дыхания и разрывая их в самом начале.

Можно, вообще-то, позволить внутреннему видящему руководить собой уже при первом вспоминании и следовать его указаниям при разработке структуры, хотя, обычно, вначале все-таки является большим преимуществом — придерживаться описанного формального метода с составлением инвентарного списка и с систематическим вспоминанием жизни от настоящего момента до момента рождения.

Выметающее дыхание тоже является очень важной составной частью, хотя, по правде говоря, не имеет значения, вдыхают ли, поворачивая голову налево, и выдыхают, поворачивая направо или наоборот. Это следует особо подчеркнуть, поскольку многие читатели были в недоумении, что наследники дона Хуана в своих книгах иногда указывают противоположное направление.

Согласно Флоринде Доннер-Грау, можно практиковать и обратное направление, и оно является столь же действенным, если связать вдох с намерением вернуть назад свою собственную энергию, а выдох делать с намерением отдать назад чужую энергию. Важно не направление дыхания, а эффект: чувствовать энергию в процессе дыхания. Когда имеют достаточный опыт проведения практики вспоминания, то не нуждаются и в сидении в ящике — можно вспоминать, моя посуду или сидя в поезде. Доннер-Грау рассказывает в связи с этим, что она занималась вспоминанием в основном в долгих автобусных поездках по Мексике, потому что ее клаустрофобия делала невозможным заниматься этим в ящике или в пещере.