Что мы обнаруживаем фактически во всех великих медитативных духовных традициях, так это то, что обычно у всех них есть картографии медитативного пути. И обычно такому пути присущи стадии. Даже несмотря на то, что, конечно же, у вас могут быть непосредственные пиковые (или вершинные) переживания, у вас может быть сатори независимо от того, на какой вы находитесь стадии, — однако чтобы осуществить полное постижение, или полное пробуждение, как правило, требуется пройти через все состояния сознания и все их осознать — включая всё от грубого состояния, или бодрствования, до тонкого состояния, или сновидения, причинного состояния, или глубокого бесформенного сна, турийи, или свидетельствования, и турийятиты, или сознания недвойственного единства. И эти пять общих стадий — вариации на них — обнаруживаются в большинстве великих медитативных традиций мира.
Полное интервью:
http://eroskosmos.org/wilber-maykov-interview/
Ведь почти все, большинство людей, переживали когда-либо хотя бы намёк на предельное сознание единства, независимо от того, слушали ли они в тот момент музыку, или смотрели на закат, или занимались любовью, или просто гуляли на природе. И внезапно происходит: бам, чувство обособленного «я» исчезает, и они суть всё. Это и есть их «Я». И они: «Ураа! Я это знал! Я знал! Вот он — мой дом! Это и есть оно! Это моё Я, мой Бог!» Это необычайный опыт.
И затем, как правило, сила этого опыта угасает. И тогда они задаются вопросом: «Как же я это сделал?» Именно поэтому традиции и разработали продолжительные практики, чтобы, даже если мы и испытали в какой-то момент пиковое переживание предельного состояния, [можно было развивать свою реализацию, или доступ к этому состоянию, — прим. пер.] — и многие традиции, такие как дзогчен и махамудра, в действительности осуществляют передачу краткого переживания предельного состояния студенту с самого начала…
…
Так что даже в тех традициях, где говорится: «Всё, что нужно, это всего лишь немного испытать вкус предельной реальности, и это изменит нас навсегда», — это совершенная правда, однако данное изменение может углубиться, становиться всё более постоянным и влиять на всё большее количество сфер жизни, если мы продолжим практиковать. Стало быть, именно поэтому общая продолжающаяся практика важна, пусть и одно краткое переживание может глубинным образом вас изменить.
Так что мы хотим делать следующее: включать оба этих потока развития, свойственных людям, — и есть ещё несколько других, как я и говорил, — но сейчас в качестве примера мы рассматриваем эти два. Мы хотим в каком-то роде совсем немного переосмыслить просветление: мы не хотим говорить, что исключительно нахождение в наивысшем состоянии из доступных человеку в любой период является просветлённым состоянием, или состоянием пробуждения. Мы берёмся утверждать, что полным просветлением являетсяпребывание в наивысшем состоянии и на наивысшей структуре.